Энергетический диалог Россия-ЕС

Совместная тематическая группа по энергоэффективности

Сотрудничество в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых энергоресурсов является важным, приоритетным направлением Энергодиалога Россия-ЕС с 2000-го года. С этого момента стало развиваться Стратегическое партнерство в энергетическом секторе Россия-ЕС. После второго совещания Постоянного совета партнерства (ПСП) России-ЕС по энергетике, проведенного в Москве 8 декабря 2006 года, Россия и ЕС согласились продлить срок полномочий Тематической группы по энергоэффективности. Было также согласовано, что эта группа может опираться на проделанную работу и результаты, полученные предыдущей Совместной тематической группой по энергоэффективности и энергосбережению.

Совместная тематическая группа по энергоэффективности ставит своей задачей:

- обмен информацией по нормативно-законодательной базам;

- обмен опытом и знаниями в сфере энергоэффективности, сбережения первичных энергетических ресурсов, возобновляемых энергоресурсов, сжигания попутного нефтяного газа;

- реализацию совместных проектов, представляющих общий интерес.

Важным приоритетным направлением в деятельности Совместной тематической группы по энергоэффективности является и впредь будет являться реализация Инициативы по энергоэффективности Россия-ЕС.

План деятельности по реализации предложенных совместных действий Тематической группы в 2006-2007 годах был утвержден Постоянным советом партнерства по энергетике в декабре 2006 г. Основное внимание в 2006-2008 годах было уделено взаимодействию по дальнейшей разработке институциональной, законодательной и финансовой базы в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых энергоресурсов.

Сопредседатели Тематической группы по энергоэффективности, с российской стороны и со стороны ЕС, на основании большой подготовительной работы, которую группа провела после предыдущего Постоянного совета партнерства по энергетике Россия-ЕС (в декабре 2006 г.), пришли в своем отчете к общей оценке текущего положения и определили приоритеты Инициативы по энергоэффективности Россия-ЕС и конкретные действия, которые должны реализованы до 2009 г.

Приоритетные области Инициативы по энергоэффективности России-ЕС

Ключевую роль для определения важнейших направлений деятельности в рамках Энергодиалога должна сыграть Дорожная карта в области энергетики до 2050 года, о начале реализации которой были сформированы договоренности в Москве в апреле 2010 года, в ходе визита комиссара Европейской комиссии по вопросам энергетики господина Гюнтера Эттингера. Кроме того, в 2009 году был подписан Меморандум о механизме раннего предупреждения, задача которого – заблаговременно определить проблемы и риски, связанные с поставками и спросом на энергоносители и минимизировать последствия возможных перебоев, связанных с поставкой в Европу. Этот механизм уже доказал свою эффективность. Для снижения этих рисков Россия, совместно с Европой успешно реализует два крупных инвестиционных проекта – Северный и Южный поток.

Россия и Евросоюз найдут баланс между свободой выбора и экономической целесообразностью. Центральной точкой сотрудничества и взаимодействия между Россией и Евросоюзом является газовая сфера. В этом необходимо научиться слушать друг друга, говорить на одном языке. Необходимо активнее формировать взаимодействие как на правительственном уровне, так и на уровне компаний.

Европейцы, в свою очередь, определяют важность России как стратегического партнера Европы. Страны схожи в энергетической сфере - необходимости модернизации энергетики, улучшение инвестиционного климата, сокращении административных барьеров, обеспечении энергетической безопасности.

Единые цели сотрудничества России-ЕС

Сотрудничество в сфере улучшения рационального использования энергии во всех секторах экономики и рост использования возобновляемых энергоресурсов представляют общий интерес для России и ЕС в подходе к повышению конкурентоспособности экономики России и ЕС, наличия доступных по цене энергоресурсов, включая удаленные районы,и содействие обеспечению экологической устойчивости в России и ЕС.

В России и ЕС уже достигнут существенный прогресс в этих областях, однако предстоит реализовать как в России, так и в ЕС их огромный, пока еще неиспользуемый потенциал. Общее энергопотребление в России и ЕС продолжает расти, и как следствие этого - возрастают выбросы CO2.

Перед Россией и ЕС стоит большая сложная задача – устранение взаимовлияния экономического роста от роста энергопотребления и выбросов парниковых газов. Для этого необходимы серьезные усилия в плане более эффективного использования энергоресурсов по всей цепочке – от производства энергии до ее потребления – при сохранении реального устойчивого роста.

Россия и ЕС разделяют общие интересы в углубленном понимании подходов и методов энергосбережения и энергоэффективности, взаимного обмена передовым опытом и эффективными технологиями, способности наращивать потенциал по их применению и повышать информированность общественности, что будет способствовать улучшению энергоэффективности и использованию возобновляемых энергоресурсов.

Формы сотрудничества, участники

Совместная Тематическая группа по энергоэффективности России-ЕС привлекает к работе экспертов, назначаемых Россией и государствами-участниками, Европейским круглым столом промышленников, европейскими финансовыми институтами и Европейской комиссией. Сопредседателями группы являются представители от России и государств-участников ЕС. Организация работы Тематической группы осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации и Генеральным директоратом ЕС по энергетике и транспорту.

Формы сотрудничества:

1. Совещания Тематической группы, консультации экспертов по определенным вопросам, представляющим общим интерес в сфере энергосбережения, энергоэффективности и содействия в использовании возобновляемых энергоресурсов;

2. Совместные заседания/семинары с целью оказания содействия практическому сотрудничеству, обмену информацией, передовым опытом;

3. Совместные проекты как на федеральном, так и региональном уровне.

Реализованные совместные проекты

Гармонизация политик Российской Федерации и ЕС в сфере энергетики (2005-2006 г.г.)

Этот проект содействовал Энергодиалогу Россия-ЕС по гармонизации политик в сфере энергетики. Проект содержал оценку энергопотребления/энергоснабжения; условия и барьеры для инвестирования.

Энергоэффективность на региональном уровне в Архангельской, Астраханской и Калининградской областях (реализовано в 2006-2007 годах.)

Проект содействовал сотрудничеству России и ЕС в сфере разработки рекомендаций по долгосрочной политике в сфере энергоэффективностии определения проектов по энергоэффективности, которые экономически осуществимы в Архангельской, Астраханской и Калининградской областях. В рамках этого проекта были организованы семинары в Архангельске, Астрахани и Калининграде по росту региональных мощностей для самостоятельного обеспечения регионального энергобаланса. Были сделаны доклады по региональному энергобалансу.

Каждому региону была дана определенная целевая группа, были определены реальные цифры по инвестированию проекта в рамках проекта и каждого региона. По каждому региону была проанализирована продуктивность определенных инвестиционных проектов в сфере энергоэффективности:

  • Астрахань - Сектор электроснабжения (производство и передача)
  • Калининград - Промышленное энергопотребление
  • Архангельск - Коммунальное и бытовое потребление

Возобновляемые энергоресурсы и восстановление малых гидроэлектростанций (проект начат в сентябре 2007 г.)

Проект содействует сотрудничеству России-ЕС в области политики в сфере возобновляемых энергоресурсов и законодательства, программ по внедрению использования возобновляемых энергоресурсов в России на федеральном и региональном уровнях. Проект реализуется во взаимодействии с Федеральным Правительством и Астраханской и Нижегородской областями, и Краснодарским краем.

Использование попутного газа в России, устранение барьеров и привлечение инвестиций (совместное исследование опубликовано в июле 2007 г.)

Результаты проекта: проанализированы основные проблемы, связанные с использованием попутного нефтяного газа в России, местный и международный опыт по сокращению сжигания попутного газа. Определены основные барьеры для привлечения инвестиций. Проведена оценка экономической эффективности проектов по росту использования попутного нефтяного газа. В исследовании предложены пути для усовершенствования нормативно-законодательной базы, регулирующей использование попутного нефтяного газа.

Разрабатываемые проекты

1) Инвестиционные проекты в сфере энергоэффективности в регионах России (для реализации в 2009-2010 г.г.)

Проект будет содействовать сотрудничеству России-ЕС благодаря анализу регионального потенциала в энергосбережении и потенциала снижения выбросов парниковых газов в различных секторах, механизмов поощрения и потенциала по использованию механизма осуществления природоохранной деятельности (JI) в энергетическом секторе России.

Работе Тематической группы будут также содействовать исследования, тренинги и распространение информации, стимулирование сотрудничества между компаниями России и ЕС.

2) Сотрудничество между российскими и европейскими агентствами по энергетике в сфере улучшения энергоэффективности в зданиях (для реализации в 2009-2010 г.г.)

Проект имеет целью укрепление сотрудничества между российскими и европейскими агентствами по энергетике для достижения повышения энергоэффективности в строительном секторе в России. Особое внимание будет уделено повышению энергоэффективности в административных зданиях. Идея проекта основывается на предложении агентств по энергоэффективности в ЕС (Dena, SenterNovem, Austrian Energy Agency), а также в России (Свердловская область, республики Татарстан и Удмуртия, Краснодарский край).

3) Три проекта Партнерства в сфере окружающей среды северного измерения по капитальному ремонту районных ТЭЦ в Калининграде (в сотрудничестве с ЕБРР), Мурманске и в Новгороде (в сотрудничестве с банком Nordic Investment Bank).




Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru